Полина Викторовна Дашкова родилась 14 июля 1960 года. В 1979 году она поступила в Литературный институт имени М. Горького. Когда Полина Дашкова училась на пятом курсе, она была принята на работу литературным консультантом в журнал "Сельская молодежь". В литературе она дебютировала как поэт, ее стихи публиковались в журналах "Сельская молодежь", "Юность", "Истоки", альманахе "Молодые голоса". В 1990-х годов Дашкова была заведующей отделом литературы "Русского курьера". Широкую известность она получила как автор детективов, среди которых: "Кровь нерожденных", "Чеченская марионетка", "Легкие шаги безумия", " Никто не заплачет", "Место под солнцем", " Образ врага", "Золотой песок", "Херувим", "Питомник", "Эфирное время" и др. Замужем, есть две дочери.- Полина Викторовна, признайтесь, поклонники сильно донимают?- Нет, я же не актриса, чье лицо все время на экране. Хотя после эфиров по ТВ лучше по улицам какое-то время не ходить. Ситуации, конечно, разные бывали. Как-то на встрече с читателями в книжном магазине на меня набросились старые коммунисты, что-то кричали и требовали. А на книжной ярмарке в Москве дианетики накинулись на меня с обвинениями, что я оклеветала их секту в романе «Золотой песок». Моя семья всегда реагирует на это очень бурно и резко. А у меня это не вызывает никаких эмоций.
- В литературе вы дебютировали как поэт. Откуда же тогда появились детективы?- Переход вполне закономерный. Я начала писать стихи еще в юном возрасте, не сомневаясь в том, что став старше, буду писать прозу. Я выросла в интеллигентной семье и отдавала себе отчет в том, что это будет непросто. Тем более, что всегда хотела писать романы. Это требует определенного опыта и зрелости. К тому же нужно сидеть и писать, а в молодости хочется жить бурно, везде бывать, куда-то все время ездить. Мало кто становится большим прозаиком в юности.
- Тогда почему детективы?- То что я пишу, очень условно можно назвать детективом. По этому принципу любое произведение, где есть преступление и убийство, можно назвать детективом: от “Илиады” Гомера до “Героя нашего времени” Лермонтова. На самом деле никто из наших нынешних авторов, которых причисляют к авторам детектива, классических детективов не пишет. Классическая форма детектива по трафарету Кристи и Конан-Дойля - это шахматная партия, абсолютно интеллектуальная игра, где нет ни сопереживания, ни философии, ни морали. И она холодная. А русская литература очень теплая. Наш читатель не привык разгадывать интеллектуальные кроссворды, ему нужно сопереживание. У нас есть только несколько писателей, их можно пересчитать по пальцам одной руки, которых причисляют к авторам детективов, знают и читают, но то, что они пишут никак нельзя назвать классическим детективом. Акунин пишет замечательный исторический авантюрный роман, никакого отношения к детективу не имеющий. У Донцовой лубочная литература, книги-комиксы, сказки для взрослых, очень приземленные с массой бытовых деталей уровня книг о вкусной и здоровой пище и домоводства с очень условным преступлением внутри. Маринина – это женская психологическая проза, Полякова работает в традициях Голливуда конца 50-тых с историями Золушки.
- Расскажите, как напечатали ваш первый бестселлер?- Все было настолько просто и быстро! Я написала первую повесть в 1996 году, взяла телефонный справочник и стала звонить по алфавиту в разные издательства. В одном из них мне сказали: приходите прямо завтра, мы вас ждем. Я пришла с рукописью, тогда еще отпечатанной на машинке. Мне сказали: оставляйте, мы вам перезвоним через месяц. А позвонили через 3 дня: приезжайте срочно подписывать договор! Когда приехала, передо мной тут же вывалили огромную гору денег, я совершенно обалдела от этого и подписала договор не глядя.
С собой у меня была маленькая сумочка, эти деньги пришлось заворачивать в газету и класть в обычный полиэтиленовый пакет. Когда приехала домой и показала мужу, выяснилось, что это были старые деньги, съеденные инфляцией, и в пересчете сумма совсем небольшая. К тому же по договору я должна была написать в течении нескольких месяцев еще один роман. И этот ворох денег мне заплатили за две книги. Причем потиражных выплат – с которых и живут, как правило, писатели, - там вообще не было. Вот с этого все началось.
- Что вы приобрели на первый гонорар?- Ничего особенного. Тогда у нас с деньгами очень сложно было. Мы просто на них жили, притом, что это оказались такие копейки, которыми мы просто подпитали семейный бюджет.
- Создалось впечатление, что вы просто “выстреливали” произведение за произведением. Как вам удавалось так быстро писать?- Все было не так стремительно. После подписания договора меня очень торопили, уверяли, что если я не буду выдавать по три романа в год, то я вылечу из обоймы. Но я не машина. Можно, конечно, писать всякую белиберду без остановки, но каждый роман – это мощная отдача энергии. Да, роман “Никто не заплачет” я написала за сто дней, но вымоталась так, что после этого вообще месяц не подходила к компьютеру. Есть авторы, которые пишут невероятно быстро, но они работают в совсем других жанрах. В Германии и во Франции, например, серьезному автору выпускать больше одной книги в год просто неприлично. В Германии каждый мой роман только переводится год. Да, Достоевский написал “Идиота” за 28 дней, но по объему это произведение не такое большое, как к примеру, “Братья Карамазовы” - их он писал очень долго. Писатель – не автомат. Наладить производство романов невозможно. Либо такие романы не будут по-настоящему востребованы,
- Как же удавалось укладываться в сроки?- А я и не укладывалась никогда. За 12 лет у меня 13 романов и 2 повести. Роман “Приз” я писала два года. Если есть историческая часть, нужно сидеть в архивах, перешерстить море документов и мемуаров. Написав первую часть “Источника счастья”, я имела глупость поставить “Продолжение следует”. И меня просто замучили вопросом: “А когда?”. Все: от издательства до людей на улице. На что я отвечала: “Как только, так и сразу”. Я убеждена, что читатель простит мне два-три месяца ожидания, но не простит, если я напишу плохо. Тут еще один момент – чем ты становишься популярнее, тем больше времени эта популярность у тебя съедает. И вообще, к популярности перестаешь стремиться, когда понимаешь, что это такое. Что каждое твое слово, сказанное публично, может быть переврано, когда автоматически вокруг тебя образуется ряд анонимных недоброжелателей и интернет этим просто кишит.
- Но плохая реклама – тоже реклама?- Да это не реклама вовсе. Я вообще не понимаю, что такое реклама в литературе. Только сейчас в Москве появились билборды, на которых наше издательство рекламирует новые романы – по типу театральной афиши. И в чем смысл рекламы книги? Если произведение раздуто рекламой и читателю оно не понравится, он книги этого автора больше не купит.
- Был момент, когда вы ощутили, что стали известным человеком?- Помню, когда должна была выйти вторая книга, я подошла к ларьку и стала смотреть, не появилась ли она на раскладках – в издательстве сказали, что уже должна выйти. И продавец, протягивая мне мою книгу, спросила: “А это вы?” Потом стала рассказывать, как быстро распродается книга и спрашивать, когда выйдет следующая. Как-то я шла по городу и обратила внимание, что многие люди читают мою книгу. Помню, это был грузчик, сидящий на тележке, торговка пирожками, интеллигентного вида дама на лавочке, милиционер, охранник. То есть люди абсолютно разные. Меня это очень впечатлило.
- С какой героиней вы себя ассоциируете?- Со всеми своими героями. Я проживаю жизнь каждого человека, которого я придумываю. Иначе невозможно.
- Но вы же как-то сами сказали, что удел непрофессионального писателя – писать о себе?- Книгу о себе может написать практически каждый, ведь многие владеют языком, имеют образование. Тем более у каждого были в жизни какие-то истории, первая любовь. Но это мемуаристика. Писатель начинается тогда, когда он сочиняет. Непрофессионала видно тогда, когда у него выпячивается один герой, а все остальные - просто тени. Эта литература тоже может быть востребована, но недолго. Писатель начинается тогда, когда другие герои не менее интересны, чем главный.
- Часто ли помогала вам ваша известность?- Да, бывало. Помню, моя дочка умудрилась перед вступительными экзаменами в университет потерять паспорт. А без паспорта даже в кабинет никого не запускали. И нам потребовалось срочно сделать справку в милиции. Там сказали: ждите неделю. И тут одна сотрудница вдруг говорит: “Вы Дашкова? Для вас я все сделаю!” Тут же моему ребенку сделали справку, и она благополучно поступила. И еще: как-то в аэропорту Шереметьево после терактов заставляли даже снимать обувь, и каждый подвергался жуткой проверке, когда я подошла, одна из работниц аэропорта, узнав меня, тут же сказала: “А вот за нее я ручаюсь, ей обувь снимать не надо”.
- Читала, что у вас в семье готовит еду муж, а вы забиваете гвозди, это так?- Скажем так, он умеет готовить еду, а я – забивать гвозди. Но я тоже могу что-то приготовить, но это не важно. Кто дома, у кого есть время – тот и готовит. Муж очень любит копаться на даче в земле, походить с газонокосилкой, посадить что-то, для него это разрядка (Алексей – теледокументалист – прим. автора). Хотя признаюсь честно: все, что касается домашнего хозяйства и быта, я ненавижу. Для меня это очень мучительно. Особенно в периоды, когда дописываю роман, мне вообще лучше ничего не делать. Начинают биться чашки, я ударяюсь головой об угол дверцы кухонного шкафа, могу прищемить палец или обвариться кипятком. Со мной быт в этот момент не дружит, словно говорит: “Давай-ка ты садись и работай”. Из-за моего такого свойства глубоко задумываться, я даже машину не вожу. Был период, когда муж периодически записывал меня на курсы и даже пытался сам учить меня водить. Тогда моя мама сказала: “Если ты хочешь, чтобы у меня был инфаркт – води пожалуйста” и я решила: как-нибудь обойдусь.
- То, что вы известны больше мужа, его не задевает?- Он знал, на ком женился, тем более, что мы уже 27 лет вместе. Можно было предположить, что я стану писателем. И я бы никогда не вышла замуж за человека завистливого. Когда ему этот вопрос задают, он говорит: в жизни было столько тяжелого, что слава его жены – не самое страшное испытание. Моя известность – это достаточно радостное событие.
- Поделитесь, как сохранить брак 27 лет?- Во-первых, нужно изначально сделать правильный выбор, включить интуицию. Когда я выходила замуж, все говорили, что мы совершенно друг другу не подходим и больше года вместе не продержимся. Но мы не обращали на это внимания. Я знала, что возле меня тот человек, без которого я жить не могу. Во-вторых: не врать себе, не принимать желаемое за действительное. В-третьих: не пытаться его переделать. Если ты хочешь человека кардинально изменить, зачем тогда ты вообще вышла за него? Ты должна принимать его таким, какой он есть. И еще – жизнь полосатая, бывают разные этапы: депрессия, плохая работа, нет денег, заболел. Это может быть и с ним, и с тобой тоже. Поэтому прежде чем обидеть или упрекать, нужно представить, что бы ты почувствовала, если бы тебе такое сказали. Сказанные однажды сгоряча слова, могут просто отравить жизнь. Ну и еще – не давать садиться себе на голову, что очень свойственно русским женщинам, которые относятся к мужу на 50%, как к младенцу, не способному ни на что, на 50% - как к шаху и пылинки с него сдувают. Как вы к нему относитесь, таким он и будет. Любовь – условие необходимое, но недостаточное. Главное, чтобы было взаимное уважение.
- Почему, на ваш взгляд, сегодня появилось столько женщин - писательниц детективного жанра?- Это абсолютная иллюзия и клише. Просто когда-то издатели, увидев, насколько успешными оказались Александра Маринина, а потом и я, решили, что причина успеха исключительно в том, что мы – женщины. И создали серию “Детектив глазами женщины”, набили туда бог знает чего. Были там и приличные авторы, была и ерунда. После этого и возник этот миф,
Заведите уникальную линеечку для форума или блога в виде бабочки на WLAL.RU:
- Вы общаетесь со своими коллегами по перу?- Постольку-поскольку. Знакома почти со всеми. Но сказать, что дружу с кем-то из коллег, не могу. Круг моих близких друзей сложился еще в юности. После 35 лет новые близкие друзья появляются крайне редко.
- Извините за нескромный вопрос, но что вы сегодня можете себе позволить купить за гонорар одной книги?- Покупка квартиры пять лет назад – это было две книги плюс проданая старая квартира. Доход ведь приносят не гонорары, а потиражные - те деньги, которые я получаю за переиздание предыдущих книг. Это доход не гигантский, но достаточно стабильный.
- Сейчас в литературе и кино появился дополнительный заработок – в тексте просто указать марку кофе или машины. Вы используете такой прием?- В кино совсем другие правила. В литературе это сразу понижает планку доверия читателя. Предложения, конечно, поступали, но я говорю: “Нет, никогда”. Ни один настоящий писатель не будет этим заниматься. Это просто неуважение к себе и к своему читателю.
- Какое из своих произведений Вы любите больше всего?- То, которое я сейчас пишу. Вообще, я больше люблю те романы, за которые меня ругает критика. А поскольку критика ругает каждую мою книгу, получается, что я люблю все.
- Какие 3 вещи вы взяли бы с собой на необитаемый остров?- Не вещи. Я бы взяла свою семью. Ни одна из вещей на необитаемом острове тебя не спасет.
- А что всегда берет с собой в дорогу писательница Дашкова?- Свой легкий ноутбук. Еще мой талисманчик – старенький потрепанный мишка по имени Ося, которого мне очень давно привез муж из Англии. Дальше… зубная щетка, косметичка. На встречу с читателями можно приходить как угодно, только не в джинсах, это как-то неприлично.
- Когда выйдет ваша новая книга?- Не скоро. Третья часть “Источника счастья” выйдет не раньше следующей весны.
Фото: www.polina-dashkova.ru
STAR STORY
/
Звездные интервью
Рейтинг статьи
Средняя оценка 2.35
Всего голосов 2123
Женское здоровье на MEDWOMAN.RU: Гинекология, Маммология, Сексуальное здоровье, Как похудеть.
Выбери себе линеечку для форума