Может ли запах духов на самом деле
заставить нас потерять голову, увлечь на путь безумств, где страсть одерживает верх над разумом? Ответы на эти вопросы - с позиции разума и тела - дают психотерапевт и сексолог Жак Вайнберг (Jacques Waynberg) и психоаналитик, специалист по чувственному восприятию Жизель Аррус-Ревиди (Gisele Harrus-Revidi).
Почему мы пользуемся духами?
Аромат играет важную роль в трех разных отношениях: в эстетическом, социальном и эротическом. Мы склонны забывать об этом, но тело - это сильно пахнущий химический завод. Полезно поэтому пытаться приглушить свой запах. Однако мы, представители рода человеческого, не довольствуемся только мытьем: использование духов - это чисто человеческое действие, настоящее торжество цивилизации в области ухода за телом. Духи также служат нам для самоутверждения в определенном социальном статусе. Поскольку нам не пристало драться, как стае обезьян, мы используем другие средства, чтобы подтвердить собственную значимость! Красивые украшения у женщин или мощные автомобили для мужчин…
Духи играют похожую роль: "Можно носом почувствовать, кто есть кто", - подчеркивает Жак Вайнберг, который напоминает, например, о бесконечном презрении, которое мы вкладываем в выражение "дешевый парфюм"… Наконец, духи - составная часть нашей сексуальной привлекательности: между ними и кожей происходит нечто вроде таинственной химической реакции. В этом есть некая алхимия, бесспорно, влияющая на нашу систему эротической коммуникации.
По каким причинам некоторые люди не пользуются духами?
"В некоторых религиях соблазнение связано с идеей греха. Таким образом, духи оказываются под запретом", - напоминает Жизель Аррус-Ревиди. Кроме того, некоторые люди могут питать отвращение к любым запахам, в то время как другие предпочитают естественные, телесные запахи. Эти последние не хотят маскировать запах тела искусственными ароматами.
Какую роль аромат играет в эротике?
Некоторые ароматы могут пробуждать в нас эротические переживания благодаря присутствию в них неброских, но волнующих запахов животных, таких, например, как мускус или цивет. Эти, в сущности, сексуальные запахи оказываются "социально приемлемыми" благодаря тому, что помещены в оболочку из других нот, цветочных или фруктовых. С давних пор "животные" запахи выполняют функцию фиксатора ароматов на коже. "Такое впечатление, что для того, чтобы держаться долго, духи должны с самого начала заявить о своем сексуальном характере", - замечает Жак Вайнберг. Однако большинство этих субстанций отныне запрещены, а вместо них используются их синтетические аналоги. Неудивительно, что более "приличные" ароматы стали менее стойкими и быстро расходуются. Жаль, что они больше не оставляют шлейфа. Ни на коже, ни в нашей памяти.
Может ли аромат быть афродизиаком?
Аромата любви не существует. В любовных отношениях события развиваются в два этапа. Во-первых, этап соблазнения, на котором совершается первое телесное сближение: в этот момент нам позволено проникнуть в частное пространство другого человека. На этом этапе мы уже можем по-настоящему почувствовать его запах, уловить разные ароматы. И тогда же встает важнейший вопрос об отвращении. Когда запахи другого не вызывают отвращения, а, напротив, служат источником удовольствия, сближение может продолжаться. После того как эротические отношения установились, наступает черед другой "химии". В этот момент мы испытываем жажду тела, жажду жизни, которая перед нами… Когда тела соединяются, тут не до духов, возбуждение требует подлинных запахов тела и отвергает искусственные, привнесенные извне ароматы.
Можно ли влюбиться в аромат?
Как уже много раз говорилось, аромат может нас потрясти, пробудив в нас глубоко скрытые воспоминания. Это объясняет, например, существование ароматов, которые переходят по наследству от матери к дочери. Используя духи матери, мы ощущаем полную гармонию с нашими самыми первыми обонятельными впечатлениями. "Помимо этих соображений, я думаю, что не стоит пренебрегать эстетическими достоинствами аромата, не связанными с нашим опытом", - подчеркивает Жизель Аррус-Ревиди. Да, можно любить духи только потому, что они кажутся нам прекрасными, потому, что они нравятся нам с эстетической точки зрения. Даже если они не перекидывают никакого мостика к нашему прошлому.
Когда мужской аромат носит женщина, это о чем-то говорит?
Есть ли у аромата пол? Духи становятся женскими и мужскими в рамках определенного культурного кода; действительно, некоторые запахи сразу же ассоциируются с женственностью, а другие - с мужественностью. Хотя подобные ассоциации вовсе не образуют четкую систему. Существуют, однако, исследования, свидетельствующие о бессознательной притягатель- ности для мужчины женских ароматов и наоборот… В одном из них, в частности, было показано, что когда в зале ожидания обрызгали кресла женскими и мужскими духами, то мужчины предпочитали садиться на те места, которые благоухали женскими духами, а женщины выбирали кресла с мужским ароматом. Но не стоит слишком полагаться на клише. Множество ароматов не поддаются никакой классификации, кроме той, которая соответствует политике данного бренда. Выбор духов, исходно предназначен- ных для противоположного пола, не говорит ни о гомосексуальности, ни о желании отождествить себя с отцом или матерью. "Это просто признак самостоятельной, сложившейся личности", - настаивает Жизель Ревиди.
Поменять духи или хранить верность своему аромату - какой в этом смысл?
Нельзя забывать, что мы живем в эпоху постоянного "переключения каналов", и нас вечно соблазняют привлекательными новинками. Однако, хотя и не стоит придавать некоторым вещам большего значения, чем они того заслуживают, когда человек постоянно меняет парфюм, это может свидетельствовать о том, что он еще не нашел себя, что он все еще ищет свой собственный стиль. По мнению Жака Вайнберга, "эти люди не поняли, что запах является частью нашего самоопределения в этом мире, а это не игрушки". "Для меня, - продолжает Жак Вайнберг, - парфюм является основой соблазнения".
Выбирая аромат, мы присваиваем себе определенный образ. Каково его влияние на нашу жизнь?
Многие женщины дают себя соблазнить тем образом женственности, который транслирует реклама духов, причем иногда она действует на них даже сильнее, чем сам аромат. Тогда духи становятся зеркалом, которое обязано отражать их не такими, какие они есть, а такими, какими они мечтают стать. Так что парфюмеры не ошибаются, классифицируя свои произведения как подчеркнуто женственные, сексуальные, загадочные, естественные, нежные… "Но есть риск скрыть под маской собственную индивидуальность, постоянно играть чью-то роль, прячась за запахом", - размышляет Жак Вайнберг. С другой стороны, важно не торопиться, свыкаясь с новым ароматом. Некоторые из них нам не подходят, даже если мы способны оценить их эстетические достоинства. Истинное самоутверждение предполагает ненавязчивость аромата и его близость нам, а не всеобщее единообразие, которое практикуется в маркетинге.
Будем ли мы нравиться больше, если надушимся очень сильно?
Совсем не обязательно, что те, кто выливает на себя духи флаконами или выбирает самые роскошные ароматы, сильнее других стремятся соблазнять. Наоборот, "подобные излишества говорят о недостатке уверенности в себе, могут подчеркивать боязнь собственного тела и в конечном счете обнаруживают страх понравиться", размышляет Жизель Аррус-Ревиди. По мнению Жака Вайнберга, это одновременно и недостаток вкуса, и неверное поведение: "Люди склонны перебарщивать, когда не уверены в том, что делают. Когда чего-то слишком много, часто оказывается, что на самом деле слишком много проблем…"
7 мая 2008 Подготовила Ксения Киселева PSYCHOLOGIES