Существует великое множество самых разных кукол. Это и куклы в виде зверей или сказочных героев, и марионетки, и этнические куклы, и механические, и перчаточные, и многие другие. Каждая из них хороша по-своему. Но особое место занимают куклы "с человеческим лицом". Именно они у большинства ассоциируются со словом "кукла" - в них люди с древних времён видят себя. Их использовали в магических ритуалах, а некоторые народы верили, что в куклах живут души предков.
Простейшая кукла старых времён - обычное полено, обёрнутое тряпками. С развитием технологий куклы изменялись. Их делали (и продолжают делать) самых разных размеров и форм и из самых разных материалов - из дерева, бумаги, текстиля, фарфора… И, чем более совершенным становилось кукольное ремесло, тем более похожими на людей оказывались куклы.
Майя Билл-Бухвальдер "Эмел"Во времена алхимиков и масонов в Европе куклами заинтересовались философы и мистики: возникла идея создания "искусственных людей". Например, знаменитая французская кукла "Игрок на флейте" умела играть двенадцать разных мелодий, причем её руки, рот, губы, язык двигались точно так же, как у живого человека. Тогда, в восемнадцатом столетии, это произвело переполох в мистически настроенных кругах европейского общества, потому что расценивалось как дерзкий вызов человека самому Творцу.
В XX веке, с изобретением новых технологий и материалов, стало возможным вручную создавать уникальных художественных кукол, поразительно похожих на людей. Сегодня подобным кукольным ремеслом занимаются немногим более двухсот мастеров во всём мире. Их творения требуют тончайшей, кропотливой ручной работы - и, конечно же, не тиражируются. Дорогие, редкие произведения искусства, эти куклы - страстная мечта коллекционеров. Надо заметить, что большая часть их поклонников - люди солидные и весьма состоятельные: среди них особы королевской крови и голливудские актёры, влиятельные политики и известные бизнесмены.
Галина Саксонова, "Шура" Дошло до того, что для таких кукол шьют платья известные кутюрье, их даже "лечат" в специальных лечебницах. То есть куклы живут в мире, очень похожем на обычный человеческий. Правда, он значительно миниатюрнее.
Всё должно быть прекрасно… Элита кукольного мира - художественные куклы высокого стиля. Они - высшее достижение ремесла, свидетельство поразительных возможностей человеческих рук. В отточенной до совершенства кукольной форме художник может воплотить любой образ: Пушкина, придворную даму в кринолине или бабушку с рынка, торгующую свитерами. Кропотливая, сверхтонкая работа занимает до полугода и более. Неудивительно, что кукольные мастера относятся к своим произведениям не как к объектам искусства, а скорее как к детям. В процессе рождения кукла ведёт себя своенравно, и конечный результат может быть неожиданным для самого автора. Некоторые художники даже отказываются расставаться со своими произведениями, считая продажу кукол работорговлей.
Лицо Как именно возникает идея той или иной куклы - загадка. Художник может вдохновиться поэзией сюрреалистов, рекламой зубной пасты или решить сделать куклу, в точности повторяющую чей-то облик. В любом случае кукольный образ потребует импровизации, изменений и дополнений, и кукла словно заживёт собственной жизнью.
Что касается технологии, то в главном она, если не принимать во внимание все бесчисленные нюансы и хитрости, более-менее известна.
Хильдегард Гюнцель, "Сара Лу" Первая часть работы над образом - "скульптурная". Обычно мастер лепит лицо, ручки и ножки из пластичного материала, застывающего после специальной обработки. Если кукла фарфоровая, заготовка обжигается в специальной печи для фарфора при очень высокой температуре (свыше тысячи градусов). Если она из пластика (или полимерной глины), появляется сразу много дополнительных возможностей: это фантастически гибкий материал. У каждого вида пластика свои особенности. Одним необходим обжиг в печи, другие затвердевают на воздухе. Все они требуют и разной техники лепки. Например, работа с пластиком цернит похожа на работу со скульптурой из мрамора. Каждую деталь здесь надо "вынимать" из целого куска, а если приклеить один кусочек к другому, останутся следы, которые невозможно будет спрятать. Пластик фимо более демократичен: с ним можно работать, как с пластилином. Предпочтения в выборе пластика часто связаны и с индивидуальным почерком художника: какой-то материал для него слишком ломкий, крошится и неудобен в лепке, другой - наоборот, слишком легко плавится и течёт. Выбор материала порой связан даже с особенностями строения кисти руки и с силой пальцев. Одна художница кукол, в прошлом музыкант, признаётся, что всегда выбирает определённый вид пластика, более всего подходящий для её гибких пальцев.
Галина Саксонова, "Варвара" Для обжига заготовок из полимерной глины используют обычные бытовые духовки. Расчет температуры и времени, которое будущие куклы проведут в духовке, должен быть очень точным. Тридцать-сорок минут при 100°С-130°С градусной температуре - это лишь примерные цифры. Если не повезло и расчёт оказался неверным, заготовка может потрескаться или обгореть. Полимерная глина, так же как и фарфор, при обжиге может дать усадку: при этом черты лица меняются, и у кукол начинает портиться характер. Симпатичный юный эльф, например, запросто может оказаться сморщенным лешим. Впрочем, как и в любом творчестве, иногда именно случайности и ошибки неожиданно приводят к выигрышным результатам.
Кстати, из пластика надо слепить не только кукольную физиономию, но и крошечные зубки, и пальчики с ноготками. Надо очень потрудиться, чтобы вышла великолепная улыбка и безукоризненный маникюр.
Взгляд Перед обжигом кукле из полимерной глины делают "макияж" - освежают лицо румянами и тенями. Тогда же наступает время подумать и о кукольном взгляде. Подходящего взгляда не добиться, если использовать обычные стеклянные кукольные глаза. Лучшие художники либо делают глаза из того же материала, что и лицо, и расписывают их, как это делали создатели античных статуй, либо берут бусины, например перламутровые, - так кукольный взгляд становится по-настоящему живым и блестящим. Загадочный, глубокий взгляд, полученный благодаря перламутровой основе, потребует затем, уже после обжига, филигранной работы. Вначале наносят грунт - белый с добавлением телесного и голубоватого оттенков. Он должен лежать одним слоем, чтобы из-под него проглядывал перламутр и придавал взгляду легкое свечение. Затем накладываются тончайшие штрихи самых разных оттенков, создающие зрачок, радужку, разнообразные блики и тени, оживляющие взгляд. Лёгкие, иногда почти не видные невооруженным глазом нюансы делают взгляд осмыслённым и определяют характер куклы. После росписи краской применяют специальный лак - матовый или блестящий, "гламурный". Если глаза должны особенно блестеть, лак наносят несколько раз, причем надо соблюдать осторожность - если он коснётся нижнего века, кукла "заплачет"…
Сильвия Везер, "Ева" Роспись глаз проходит уже после обжига заготовок. Тогда и вся работа переходит в другую стадию.
Тело Кукла, как и человек, должна уметь крутить головой, сгибать и разгибать руки, поворачиваться. Поэтому кукольное тело не делают из застывающей полимерной глины. Фигуру создают, прикрепляя предварительно обожженные руки и ноги к гибкой проволочной основе и обматывая проволоку синтепоном и трикотажем. У художественной куклы всё должно быть "настоящим", только намного меньше: одежду и обувь можно застёгивать и расстёгивать, из волос - сооружать причёски. Занятно, что на куклу всегда надевают сшитое по её мерке бельё, даже если оно никогда не будет видно под одеждой. Об этом будет знать лишь посвященный, помня, что на кукле всё должно быть, как на человеке.
Волосы По этой же причине художники редко используют готовые парики и причёски, продающиеся в кукольных магазинах. Самый "правильный" вариант - натуральные волосы (хотя встречается и шерсть ламы, и синтетические локоны). Их приклеивают к кукольной голове прядь за прядью, прижимая каждую обыкновенными зубочистками. Расстояние между рядами прядей минимально - не превышает двух-трёх миллиметров, поэтому вся операция требует много времени и терпения.
Для ухода за волосами важно то, натуральные они или синтетические. Применяются и парикмахерские рецепты, и подручные средства. Один из способов завивки локонов предполагает, что пряди смачиваются в сахарном сиропе (!), наматываются на карандаш и аккуратно раскручиваются после высыхания. В дело идут и укладочные, и оттеночные средства, и краски для волос. Некоторым куклам достаются не только настоящие волосы, но и настоящие ресницы (их продают в специальных магазинах для художников кукол).
Одежда Когда руки, ноги и голова соединены с туловищем и на куклу надето бельё, остаётся создать одежду и аксессуары. Художники говорят, что иногда то, что планировалось, приходится отменять: становится ясно, что кукла такое "носить" не будет.
Чтобы одевать кукол, нужно прекрасно разбираться в истории костюма и уметь шить одежду для людей. Но этого недостаточно. Существует множество нюансов. Например, фактура тканей для кукольных костюмов должна быть пропорциональна размеру кукол. А они, как правило, намного меньше людей. Поэтому обычная ткань слишком груба для кукольной одежды, и художники ищут сверхтонкую шерсть, хлопок, шёлк и кружева.
Но этого тоже мало. Если ткань с рисунком, то ещё важнее выдержать пропорции: горошек, цветочки или клеточка должны быть как минимум в десять раз меньше обычных. В мире, рассчитанном на людей, такой мелкий рисунок найти непросто. Так что иногда приходится расписывать ткань вручную.
Кукольная одежда не должна выглядеть новой, как будто только что из магазина - это было бы ненатурально. Поэтому мастера ищут старые ткани. В ход идёт всё: наряды из бабушкиных сундуков, клады на чердаках соседских дач… Умение найти уникальную ткань - тоже дар. Если необходимой старинной материи отыскать не удалось, её старят искусственно. Методов здесь множество, и простых и сложных. Например, чтобы придать благородный старинный оттенок кружеву, его окрашивают чаем.
Покрой кукольной одежды - вещь особая, даже если имеется в виду не корсет и кринолин в духе XVIII века, а тренировочные штаны. К тому же, раз у одежды должен быть немного поношенный вид, следует учесть это при крое. Складки, оттянутые "коленки" и потёртости на локтях должны быть только там, где им действительно положено быть, и ни миллиметром выше или ниже. Чтобы этого достичь, мастер делает сложные расчёты и проектирует все потёртости и шероховатости, исходя из особенностей телосложения каждой куклы.
Излишне говорить, что автор сделает всё возможное, чтобы раздобыть настоящую антикварную парчу или шёлк для куклы в историческом костюме. Усилия оправданны. Когда на кукле в платье времён Людовика XIV, украшающей собой соответствующий интерьер, раритетные коллекционные кружева, ей просто нет цены.
Аксессуары Что бы мастер ни собирался вручить в руки своему детищу - хоть батон хлеба, - эта деталь должна быть приведена в полное соответствие с кукольными пропорциями. То же касается и украшений - всевозможных серег, колье, браслетов и колец. Драгоценности для кукол часто существуют в единственном экземпляре, а по цене могут не уступать украшениям для людей, если, конечно, не принимать в расчёт то, что они гораздо миниатюрнее. Художнику при создании аксессуаров предоставляется бескрайний простор для творческих изысков. Например, у одной куклы, Волка, который только что съел Бабушку и надел её очки, в очках - стекла с плюсовыми диоптриями. Вполне естественно - ведь кукольная Бабушка, как и многие реальные бабушки, страдает дальнозоркостью…
Подчас долгий процесс создания новой куклы заканчивается тем, что автор не хочет расставаться со своим творением ни за какие деньги, и его можно понять. Однако если вам всё же посчастливилось заполучить уникальный экземпляр, запомните несколько правил. Обращайтесь с куклой вежливо. Не ставьте её на солнце - могут обесцветиться волосы. Не роняйте - эти аристократы очень хрупкие и от падения могут переломать руки и ноги, а то и разбить голову.
Коллекционер кукол может не сомневаться в одном: они всегда будут интересны человечеству. Найденной на территории Чехии кукольной фигурке из мамонтовой кости, по приблизительным подсчетам, свыше тридцати тысяч лет. Так что это одна из древнейших форм искусства, и то, что она не исчезла за такое длительное время, говорит само за себя.
Анна Благая
Клуб Коллекционеров Одной из первых известных нам коллекционеров кукол была древнеегипетская царица Клеопатра. Кукол из своей огромной коллекции она использовала в качестве манекенов: с помощью миниатюрных образцов кукольных облачений выбирала себе новое роскошное одеяние. Надо сказать, что такое назначение кукол было актуально вплоть до XVII века: парижанки присылали великолепно одетых кукол своим провинциальным подругам для того, чтобы посвятить их во все тонкости современной моды.
Французы, в частности художники-импрессионисты, внесли в коллекционирование кукол особый вклад. В 1881 году Эдгар Дега создал "Маленькую танцовщицу" - первую художественную куклу в единственном экземпляре, которая была потом представлена на выставке импрессионистов в Париже. Убежденным коллекционером кукол была модель Матисса и Боннара Дина Верни - собранная ею более чем за полвека коллекция была продана за 4,7 миллиона долларов на аукционе Sotheby’s. Это ещё раз доказывает: увлечение куклами может стать очень прибыльным делом.
МИЛЫЙ ДОМ
/
Хобби
Рейтинг статьи
Средняя оценка 2.36
Всего голосов 874
Женское здоровье на MEDWOMAN.RU: Гинекология, Маммология, Сексуальное здоровье, Как похудеть.
Выбери себе линеечку для форума